Бизнес-процесс «Продажа» продукта компании включает осуществление последовательных действий для решения задач, связанных с реализацией товаров и услуг. Чтобы подготовить и создать описание бизнес-процесса отдела продаж нужно сделать описание функций управления и действий для обеспечения различных операций.
Для создания описания бизнес-процесса нужно понять, что процесс включает набор определенных действий, выполняемых сотрудниками. Всякий процесс имеет цель, потребителя, поставщика, ресурсы и результат.
Для лучшей визуализации создавайте графическое и текстовое описание бизнес-процесса, сочетание этих способов дает наилучший результат, как на этапе разработки, так и в процессе его использования.
Бизнес-процессы по задачам можно разделить на основные и обеспечивающие, процессы развития и управления. Продажа товаров и услуг относится к основным процессам, вместе с рекламой, продвижением, закупками, доставкой, производством товаров и услуг.
Основные процессы создают потребительскую ценность для покупателей продукта бизнеса, а обеспечивающие нужны для удовлетворения потребностей внутренних клиентов компании — бухгалтерский учет.
Цель процессов развития — улучшение показателей бизнеса в результате создания активов: знания, торговые марки товаров и услуг, подразделения компании, технологии и оборудование. Процесс управления включает определение целей, планирование, организацию, координацию, мониторинг результатов, анализ, принятие решения и регулирование.
Как создать описание бизнес-процесса «Продажа»
- В начале описания процесса определите конкретных исполнителей, например, это менеджер продаж, который должен совершить продажу товара.
- Затем определите того, кому передается результат, ведь процесс не может продолжаться бесконечно, он имеет начало и конец. Возможно, результат передается сервис-менеджеру, который осуществляет сопровождение продажи.
- Сделайте подробное описание содержания, способов и форм передачи результата.
- Определите и сделайте критерии оценки эталонного качества результата. Например, для передачи сделки менеджер продаж, после получения согласия клиента, должен отправить ему счет, договор, заполнить поле «Комментарий» карточки сделки в CRM. Оно должно содержать подробные данные об условиях поставки и план действий сторон. Кроме этого, в CRM должна быть поставлена задача контроля поступления денежных средств сервис-менеджеру и так далее.
- На следующем шаге определите план действий для ситуаций, когда нужный результат достигнут. Для альтернативной ситуации определите полномочия, количество и алгоритм для совершения повторных попыток исполнителем процесса. Например, если клиент не произвел оплату товара в согласованный срок. Сервис-менеджер имеет полномочия и знает сценарий разговора для того, чтобы связаться с лицом, принимающим решение. Он должен связаться с покупателем, чтобы уточнить причины и согласовав новый срок оплаты, внести новые данные в карточку сделки CRM.
Важным условие для описания процессов является простота изложения, которая подразумевает однозначное понимание сути действий процесса. Для графического представления бизнес-процессов в сети Интернет можно найти бесплатные сервисы.
Пример описания бизнес-процесса «Продажа»
- Этап: Получен входящий запрос (ЛИД).
- Исполнитель: Менеджер продаж.
- Задача: Квалификация ЛИД.
- Результат:
- Квалификация отрицательная (завершение контакта — ЛИД в CRM присвоен статус «Не целевой», заполнено поле «Комментарий»)
- Квалификация положительная (создать карточку сделки в CRM — получение информации о статусе собеседника и потребности, определение статуса).
- Статус — не ЛПР и потребность отсутствует: заполнить карточку клиента в CRM, согласовать план дальнейших действий.
- Статус — не ЛПР, потребность — есть: узнать данные ЛПР и потребность.
- Данные ЛПР и потребность не получены: завершить контакт и найти информацию в других источниках в течение рабочего дня.
- Данные ЛПР и потребность получены: связаться с ЛПР, чтобы сделать предложение.
- Предложение отклонено: заполнить карточку клиента в CRM, согласовать план дальнейших действий.
- Предложение принято: отправить счет и договор поставки, согласовать план действий и передать сделку в CRM сервис-менеджеру.
- Исполнитель: Сервис-менеджер.
- Задача: сопровождение сделки.
- Сделка передана на сопровождение: Контроль оплаты счета, оформления договора, отправки товара и сопроводительных документов, контроль доставки.
- Исполнитель: Руководитель отдела продаж
- Задача: Контроль.
- Сделка завершена: Контроль, квалификация и оценка качества проведения переговоров (записи).
Если вам нужна помощь в создании отдела продаж и подробное описание бизнес-процесса, оставьте заявку и мы вам обязательно поможем.
Удачи в создании бизнес-процесса отдела продаж!