Алгоритм создания отдела продаж с нуля

Помогаем создавать систему продаж

Когда бизнес выходит на новый уровень развития и задумывается о создании отдела продаж это вызывает ряд вопросов. Например, какой алгоритм позволит создать эффективный отдела продаж, когда есть только один продавец и строить его нужно с нуля.


Такое бывает, когда относительно молодая компания реализует план интенсивного развития, создавая для этого отдел продаж. В другом случае, возможно, бизнес «перерос» возможности имеющегося в компании единственного менеджера продаж и поэтому формирует отдел.


Если вы имеете четкие цели развития бизнеса, определяющие его деятельность на несколько лет вперед, то задача создания отдела становится реалистичной. Потому что в этом случае вы ясно понимаете, какие ресурсы вам нужны для решения задач продаж на пути достижения оперативных и стратегических целей компании.


Значит, у вас есть ясное понимание бизнес-модели продаж, которая должна обеспечить необходимый объем продаж в обозримом периоде работы. Что включает бизнес-модель продаж?


Бизнес-модель продаж


Это описание рыночной среды или целевых рынков, которое объединяет несколько важных векторов работы отдела продаж и кстати для разных отделов они могут отличаться. Бизнес-модель продаж включает описание запросов и проблем целевых потребителей, способы решения этих проблем и предложения, соответствующие их запросам.


Описание рыночных сегментов целевых потребителей, алгоритм и правила работы с каждым из них. Особенности восприятия продукта компании разными потребителями и способы продаж. Описание приоритетных каналов продвижения и продаж.


Понятно, что реклама и продвижение не относятся к функциям отдела продаж, но без понимания портрета целевых потребителей и знания способов привлечения продажи не поднять. Оставшиеся элементы бизнес-модели продаж включают систему контроля и анализа продаж.


Сформулирую подробнее, что нужно чтобы подтвердить факт наличия у компании бизнес-модели продаж. Это документированная информация о рыночной среде и модель способов взаимодействия с целевыми потребителями:


  • Портреты целевых потребителей, в которых есть подробное описание причин покупок и способов решения проблем покупателей.
  • Информация о рынке — тенденции его развития и анализ предложений конкурентов. Определение ключевых потребителей продукта компании и алгоритмы работы для разных групп потребителей.
  • Собственное предположение, сформулированное на основе анализа рынка, как комплекс уникальных торговых предложений или не очень уникальных, но отвечающих запросам целевых потребителей.
  • Выбор оптимальных или самых эффективных, по количеству и бюджету, каналов рекламы и продвижения для привлечения целевых потребителей и реализации модели продаж.
  • Настроенные инструменты для анализа, оценки и корректировки ключевых метрик структуры издержек, расходов и продаж.
  • Расчет и понимание ключевых и необходимых ресурсов для реализации выбранной модели продаж: бюджеты времени и финансов, количество персонала и их функции, средства автоматизации продаж (программы), технические средства (оргтехника) и так далее.


На следующем этапе сформулируйте финансовые цели отдела, после этого вы сможете определить задачи и разработать структуру отдела продаж.


Финансовые цели


  • Стратегический план компании
  • Годовой план маркетинга;
  • Бюджет рекламы и продвижения
  • План продаж;
  • Индивидуальные планы менеджеров продаж;
  • Годовой бюджет продаж
  • Поступления от продаж
  • Расходы на подбор и обучение персонала
  • Расходы на технические средства
  • Расходы на товары и услуги
  • Расходы на аренду и т.д.


Затем, необходимо разработать для сотрудников отдела продаж комплекс инструментов из правил и алгоритмов работы, закрепив их документально в регламентах, оперативных планах и других документах. К сожалению, правила, которые передаются устно имеют свойство умышленно или не умышленно забываться.


Регламенты отдела продаж


  • Коммерческая политика;
  • Политика продаж;
  • Рекламная политика;
  • Регламент работы с клиентами;
  • Положение об отделе продаж;
  • Положение о скидках и прайс-лист;
  • Положение о заработной плате;
  • Положение о коммерческой тайне;
  • Положение о наставничестве;
  • Положение о порядке прохождения испытательного срока;
  • Положение о персональных данных работников.


Оперативные планы


  • План ввода в должность менеджера продаж;
  • План обучения менеджеров продаж;
  • Индивидуальный план развития менеджера продаж.

Прочие документы


  • Трудовой и другие договоры;
  • Должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка.


Потребуется сделать описание бизнес-процесса «Продажа», в виде текстового и графического описания всех этапов продаж. В нем отражаются действия и правила взаимодействия всех подразделений компании в процессе решения задач для реализации товаров и услуг.


Описание бизнес-процесса поможет предотвратить возможные проблемы в операционной деятельности. При обнаружении ошибок в первую очередь следует меня то, что может повлиять на финансовые результат и прибыльность продаж.


Чтобы решать задачи продаж сотрудникам потребуются инструменты, которые смогут обеспечить обучение эффективным продажам.


Инструменты продаж


  • Программа CRM и инструкция для пользователей;
  • IP-телефония;
  • Персональные компьютеры и другая оргтехника;
  • Корпоративная книга продаж:
  • Внутренние правила компании;
  • Рынок и конкуренты;
  • Продукт компании;
  • Техника продаж: правила и приемы.
  • Сборник сценариев (скриптов) продаж:
  • Сценарий ответ на входящие звонки;
  • Сценарии исходящих звонков;
  • Сценарии встреч.
  • Автоматизированная система контроля (отчеты и аналитика).


После этого у вас будет модель отдела продаж, которая будет отвечать задачам развития вашего бизнеса. Если вам нужна помощь в создании отдела продаж, оставьте заявку и мы вам поможем.


Удачи в создании вашего отдела продаж!


Другие статьи

'}}

8 способов повысить конверсию и увеличить прибыльность отдела продаж

Вы хотите увеличить прибыльность вашего отдела продаж? Хотите, чтобы каждый клиент, посещая ваш сайт или приходя в ваш магазин, становился вашим постоянным покупателем? Тогда вам необходимо обратить внимание на эти 8 способов, которые помогут вам повысить конверсию и увеличить прибыльность отдела продаж.
'}}

Отдел продаж: правила, техники и стратегия повышения продаж

Отдел продаж играет огромную роль в успехе любой компании. Он является сердцем и душой бизнеса, отвечая за привлечение новых клиентов и увеличение объемов продаж.
'}}

Как создать должностные инструкции отдела продаж

Специфика работы каждой компании и структура ее отдела продаж индивидуальна, с точки зрения бизнес-процессов. Поэтому создавать должностные инструкции отдела продаж, необходимо учитывать особенности бизнес-модели продаж.

Другие статьи

'}}

Советы для создания эффективного регламента работы для сотрудников отдела продаж

Отдел продаж является одной из ключевых составляющих любого успешного предприятия. Исходя из этого, необходимо обеспечить эффективную и слаженную работу сотрудников, включая установление четкого регламента рабочих процессов. Только при наличии грамотно организованной работы отдела продаж можно достичь высоких результатов и обеспечить стабильный рост бизнеса.
'}}

Эффективные маркетинговые инструменты для отделов продаж

У вас есть задача продаж товаров или услуг, но ваш отдел продаж неэффективен? Не паникуйте! У нас есть решение! Мы предлагаем вам уникальный набор маркетинговых инструментов, которые помогут вам повысить эффективность вашего отдела продаж и увеличить прибыль вашего бизнеса.
'}}

Как создать удаленный отдел продаж

Некоторые компании для решения задач масштабирования продаж, тестирования идей и моделей продаж принимают решение о создании удаленных отделов продаж. Организация продаж через создание удаленного отдела для разных компаний имеет и положительные и отрицательные стороны.