Существует мнение, что одним из двигателей прогресса является человеческая лень. Возможно, именно поэтому владельцы бизнеса автоматизируют некоторые процессы компании. При этом есть устойчивая уверенность в том, что автоматизация рутинных процессов в вашем отделе продаж принесет реальную пользу.
Как всегда в таких ситуациях, количество приверженцев автоматизации приблизительно равное количеству ее противников. Предлагаем разобраться в этом вопросе, чтобы понять, насколько это будет полезно вашему бизнесу.
Оптимизация процесса продаж
Что мы понимаем под оптимизацией продаж — это возможность системного выполнения необходимых действий, связанных с бизнес-процессом «Продажа» с максимальной скоростью и качеством, отвечающим требованиям регламентов. Что требуется для оптимизации работы средствами автоматизации продаж?
- Возможность сокращения времени, необходимого для выполнения рутинных действий для повышения производительности труда сотрудников.
- Обеспечение необходимого уровня качества работы, соответствующего требованиям правил и регламентов, снижая издержки на устранение человеческих ошибок.
- Возможность хранения данных о совершенных действиях без участия или с минимальным участием людей.
- Обеспечение необходимого уровня пользы, жизнеспособности и возможности развития функционала.
Для того чтобы понять, что нужно автоматизировать, двигаясь по тернистому пути оптимизации системы продаж, нужно определить список задач. Отдел продаж любой компании, осуществляя соответствующий основной бизнес-процесс должен приносить прибыль владельцу бизнеса, попутно решая ряд социальных задач.
Функции отдела продаж
- Планирование продаж — выполнение плана поступления денежных средств от реализации товаров и услуг.
- Обработка входящих запросов — развитие канала пассивных продаж.
- Исходящие звонки по базе потенциальных клиентов — развитие канала активных продаж.
- Исходящие звонки по базе клиентов для инициации повторных продаж — продуктовое и проектное развитие продаж.
- Документальное и информационное оформление сделок — сопровождение продаж.
- Прием оплаты — контроль поступления платежей и обеспечение высокой оборачиваемости дебиторской задолженности.
- Организация доставки товаров и оказание услуг — транспортное и информационное сопровождение продаж.
- Работа с рекламациями — после продажное сопровождение.
- Сбор информации о рынке и конкурентах — анализ продаж, прогнозирование и планирование продаж.
Для совершения сделки в различных каналах продаж необходимо провести переговоры, определить потребность, сделать предложение, которое понравится покупателю, получить оплату и отгрузить товар или оказать услугу.
Задачи автоматизации продаж
- Создание основы для системного подхода к решению задачи развития продаж.
- Формирование информационной базы о контрагентах и продажах.
- Обеспечение сохранности данных и защиты от несанкционированного доступа к базе данных третьих лиц.
- Автоматизация простых и сложных периодических операций процесса продаж.
- Интеграция программ и сервисов для повышения эффективности труда.
- Реализация функции всестороннего контроля выполнения задач.
- Оценка результатов труда сотрудников и маркетинговых мероприятий.
- Анализ информации для отчетов, прогнозов и планирования.
- Снижение потерь в результате рисков, связанных с забывчивостью или ошибками сотрудников отдела продаж.
- Увеличение производительности труда менеджеров в процессе совершения телефонных звонков.
- Снижение рисков финансовых потерь, вызванных отсутствием ответственного сотрудника в результате болезни, отпуска или увольнения.
Для автоматизации задач, которые непосредственно связаны с осуществлением продаж лучше использовать программу CRM.
Выгоды применение CRM
- Надежное хранение информации и защита от потерь базы данных клиентов.
- Соблюдение режима сохранности коммерческих данных, через индивидуальный доступ в аккаунты сотрудников.
- Возможность территориальной независимости для пользователей — доступ из любой точки мира.
- Универсальные рабочие свойства применения через десктопную и мобильную версии приложения для сотрудников, осуществляющих работу «в полях».
- Сегментирование базы клиентов на основе любых параметров: по менеджерам, регионам, продуктам и так далее.
- Разделение прав доступа сотрудников для обеспечения правила, когда с одним контрагентом работает один менеджер.
- Снижение времени для сохранения информации за счёт возможности автоматического сохранения данных о контрагентах: записи звонков и комментарии.
- Снижение рисков ошибок в документах, вызванных человеческим фактором, через загрузку шаблонов, которые оформляются в несколько кликов.
- Автоматизация процесса отправки писем, сообщений и документов через интеграцию с почтовыми программами.
- Возможность формирования отчетов для анализа продаж в ручном и автоматическом режиме.
- Возможность совместной работы с различными этапами и документами проектных продаж и так далее.
- Снижение рисков имиджевых и коммерческих потерь, возникающих в результате забывчивости сотрудников, автоматически напоминания о задачах этого не позволят.
Если у вас нет программы CRM, задумайтесь о ее внедрении. Для того чтобы облегчить процесс выбора воспользуйтесь чек-листом.
Чек-лист для подбора CRM
- Цели внедрения определены.
- Задачи внедрения определены.
- Аудит бизнес-процесса продаж проведен.
- Проблемы, связанные с бизнес-процессом продаж определены.
- Проблемы, связанные с работой менеджеров определены.
- Создано описание бизнес-процесса «Продажа».
- Разработана воронка продаж для всех каналов продаж:
- Определены этапы продаж и действия;
- Этапы зависят от действий менеджера, которые он может предпринять;
- Содержание соответствует реальному положению вещей в компании;
- Переход с этапов зафиксирован и обусловлен действием, событием или документом;
- Повторные действия на разных этапах отличаются по своей сути.
- Разработаны формы необходимых отчетов.
- Определен список необходимых полей в CRM.
- Разработан план изменений бизнес-процесса «Продажа».
- Выбор необходимых функций CRM:
- Система складского учета;
- Работа с кассами;
- Работа с дисконтными картами;
- Работа со штрих - кодом;
- Интеграция с бухгалтерией 1С: Предприятие;
- Интеграция с электронной почтой;
- Интеграция с сервисом IP телефонией;
- Возможность записи звонков;
- Интеграция с сервисом обратного звонка с сайта;
- Интеграция с чатом сайта;
- Интеграция с формами обратной связи;
- Интеграция с формами опросов с сайта;
- Интеграция с сервисом почтовых рассылок;
- Интеграция с сервисом SMS рассылок;
- Интеграция с социальными сетями;
- Интеграция с сервисом обмена файлами.
- Необходимые функции CRM определены.
- Проведена консультация с техническим экспертом (Директор IT департамента).
- Проведена консультация с финансовым экспертом (Финансовый директор).
- Проведена консультация с основным пользователем (Коммерческий директор).
- Определена CRM и ее версия:
- Десктопная версия;
- Облачная версия на стороннем сервере;
- Облачная версия на своем сервере.
- Определена необходимая СУБД (система управления базой данных).
- Определена стоимость СУБД.
- Определен тип лицензии:
- Именная (лицензия = 1 пользователь);
- Конкурентная (лицензия = 1 подключение).
- Определена стоимость владения в ближайшие 1-3 года.
- Определена стоимость технической поддержки.
- Определена стоимость настройки.
- Определена стоимость обучения.
- Определена стоимость изменения версии.
- Определена стоимость интеграции с 1С, мессенджерами, IP-телефонией.
- Определена стоимость интеграции с сайтом.
- Определена стоимость интеграции с виртуальной АТС.
- Определены обязательные условия приобретения.
- Определен минимальный срок оплаты (для облака).
- Определено минимальное количество пользователей.
- Разработана презентация внедрения CRM для учредителей.
- Проведена презентация и обсуждение для учредителей.
- Разработана презентация внедрения CRM для руководителей.
- Разработана презентация внедрения CRM для менеджеров.
- Проведена презентация и обсуждение для руководителей.
- Проведена презентация и обсуждение внедрения CRM для менеджеров.
- Проект внедрения согласован и утвержден руководством.
- Разработан план внедрения.
- Определен бюджет внедрения.
- Утвержден бюджет внедрения.
- План внедрения согласован и утвержден руководством.
- Определен ответственный за внедрение CRM.
- Определен список сотрудников для работы в CRM.
- Определена дата начала и срок внедрения CRM.
До подключения и настроек CRM программы очень важно иметь необходимые регламенты, которые позволят сотрудникам избежать ошибок. Обязательно подготовьте инструкции для пользователей, проведите обучение и ежедневно контролируйте соблюдение сотрудниками правил работы в программе.
Оставьте заявку и мы поможем в создании отдела и формирование системы продаж с необходимым уровнем автоматизации.
Удачи в автоматизации отдела продаж!