Алгоритм создания отдела продаж с нуля

Помогаем создавать систему продаж

Когда бизнес выходит на новый уровень развития и задумывается о создании отдела продаж это вызывает ряд вопросов. Например, какой алгоритм позволит создать эффективный отдела продаж, когда есть только один продавец и строить его нужно с нуля.


Такое бывает, когда относительно молодая компания реализует план интенсивного развития, создавая для этого отдел продаж. В другом случае, возможно, бизнес «перерос» возможности имеющегося в компании единственного менеджера продаж и поэтому формирует отдел.


Если вы имеете четкие цели развития бизнеса, определяющие его деятельность на несколько лет вперед, то задача создания отдела становится реалистичной. Потому что в этом случае вы ясно понимаете, какие ресурсы вам нужны для решения задач продаж на пути достижения оперативных и стратегических целей компании.


Значит, у вас есть ясное понимание бизнес-модели продаж, которая должна обеспечить необходимый объем продаж в обозримом периоде работы. Что включает бизнес-модель продаж?


Бизнес-модель продаж


Это описание рыночной среды или целевых рынков, которое объединяет несколько важных векторов работы отдела продаж и кстати для разных отделов они могут отличаться. Бизнес-модель продаж включает описание запросов и проблем целевых потребителей, способы решения этих проблем и предложения, соответствующие их запросам.


Описание рыночных сегментов целевых потребителей, алгоритм и правила работы с каждым из них. Особенности восприятия продукта компании разными потребителями и способы продаж. Описание приоритетных каналов продвижения и продаж.


Понятно, что реклама и продвижение не относятся к функциям отдела продаж, но без понимания портрета целевых потребителей и знания способов привлечения продажи не поднять. Оставшиеся элементы бизнес-модели продаж включают систему контроля и анализа продаж.


Сформулирую подробнее, что нужно чтобы подтвердить факт наличия у компании бизнес-модели продаж. Это документированная информация о рыночной среде и модель способов взаимодействия с целевыми потребителями:


  • Портреты целевых потребителей, в которых есть подробное описание причин покупок и способов решения проблем покупателей.
  • Информация о рынке — тенденции его развития и анализ предложений конкурентов. Определение ключевых потребителей продукта компании и алгоритмы работы для разных групп потребителей.
  • Собственное предположение, сформулированное на основе анализа рынка, как комплекс уникальных торговых предложений или не очень уникальных, но отвечающих запросам целевых потребителей.
  • Выбор оптимальных или самых эффективных, по количеству и бюджету, каналов рекламы и продвижения для привлечения целевых потребителей и реализации модели продаж.
  • Настроенные инструменты для анализа, оценки и корректировки ключевых метрик структуры издержек, расходов и продаж.
  • Расчет и понимание ключевых и необходимых ресурсов для реализации выбранной модели продаж: бюджеты времени и финансов, количество персонала и их функции, средства автоматизации продаж (программы), технические средства (оргтехника) и так далее.


На следующем этапе сформулируйте финансовые цели отдела, после этого вы сможете определить задачи и разработать структуру отдела продаж.


Финансовые цели


  • Стратегический план компании
  • Годовой план маркетинга;
  • Бюджет рекламы и продвижения
  • План продаж;
  • Индивидуальные планы менеджеров продаж;
  • Годовой бюджет продаж
  • Поступления от продаж
  • Расходы на подбор и обучение персонала
  • Расходы на технические средства
  • Расходы на товары и услуги
  • Расходы на аренду и т.д.


Затем, необходимо разработать для сотрудников отдела продаж комплекс инструментов из правил и алгоритмов работы, закрепив их документально в регламентах, оперативных планах и других документах. К сожалению, правила, которые передаются устно имеют свойство умышленно или не умышленно забываться.


Регламенты отдела продаж


  • Коммерческая политика;
  • Политика продаж;
  • Рекламная политика;
  • Регламент работы с клиентами;
  • Положение об отделе продаж;
  • Положение о скидках и прайс-лист;
  • Положение о заработной плате;
  • Положение о коммерческой тайне;
  • Положение о наставничестве;
  • Положение о порядке прохождения испытательного срока;
  • Положение о персональных данных работников.


Оперативные планы


  • План ввода в должность менеджера продаж;
  • План обучения менеджеров продаж;
  • Индивидуальный план развития менеджера продаж.

Прочие документы


  • Трудовой и другие договоры;
  • Должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка.


Потребуется сделать описание бизнес-процесса «Продажа», в виде текстового и графического описания всех этапов продаж. В нем отражаются действия и правила взаимодействия всех подразделений компании в процессе решения задач для реализации товаров и услуг.


Описание бизнес-процесса поможет предотвратить возможные проблемы в операционной деятельности. При обнаружении ошибок в первую очередь следует меня то, что может повлиять на финансовые результат и прибыльность продаж.


Чтобы решать задачи продаж сотрудникам потребуются инструменты, которые смогут обеспечить обучение эффективным продажам.


Инструменты продаж


  • Программа CRM и инструкция для пользователей;
  • IP-телефония;
  • Персональные компьютеры и другая оргтехника;
  • Корпоративная книга продаж:
  • Внутренние правила компании;
  • Рынок и конкуренты;
  • Продукт компании;
  • Техника продаж: правила и приемы.
  • Сборник сценариев (скриптов) продаж:
  • Сценарий ответ на входящие звонки;
  • Сценарии исходящих звонков;
  • Сценарии встреч.
  • Автоматизированная система контроля (отчеты и аналитика).


После этого у вас будет модель отдела продаж, которая будет отвечать задачам развития вашего бизнеса. Если вам нужна помощь в создании отдела продаж, оставьте заявку и мы вам поможем.


Удачи в создании вашего отдела продаж!


Другие статьи

'}}

Правила эффективной мотивации сотрудников отдела продаж

Если компания не уделяет должного внимания мотивации сотрудников отдела продаж, тогда это мотивирует людей на поиск другой компании. Разберем правила эффективной мотивации сотрудников отдела продаж, которые позволят сэкономить время и деньги.
'}}

Отдела продаж: как эффективно увеличить доход от продаж

Повышение выручки от продаж – главная задача каждого отдела продаж. Однако, часто возникает вопрос: каким образом достичь максимальных результатов в этой области?
'}}

Отдел продаж: эффективные стратегии и возможности для увеличения продаж

Увеличение продаж — это важная задача для любого успешного бизнеса. Мы готовы предложить вам эффективные стратегии, которые помогут значительно увеличить вашу прибыль.

Другие статьи

'}}

Отдел продаж: способы увеличения конверсии и прибыльности

Хотите максимизировать прибыльность вашего отдела продаж? Вам нужно увеличить конверсию! Вот десять эффективных способов повысить конверсию и достичь максимальной прибыльности.
'}}

Отдел продаж: советы по созданию регламента для работы сотрудников

Создание эффективного регламента работы для сотрудников отдела продаж является важным аспектом успешной деятельности любой компании. Регламент помогает стандартизировать бизнес-процессы, улучшить коммуникацию и сократить время на обучение новых сотрудников.
'}}

Как эффективно применять инструменты управления отделом продаж

Ваш отдел продаж – ключевой элемент вашего бизнеса. Это то подразделение, которое реализует ваш продукт, которое осуществляет сделки, взаимодействуя с клиентами. От него зависит успех и прибыль вашей компании. Но как эффективно управлять отделом продаж? Как достигнуть максимальной производительности и улучшить результаты?